Цена товара состоит из многих компонентов, поэтому ее формирование во многом сложный и многоэтапный процесс. В его основании, как правило, лежит себестоимость. Поэтому каждому, чей бизнес связан с торговлей, важно понимать, что обозначает этот термин и как его правильно рассчитать. Он поможет глубже понимать и контролировать производственные этапы и ценовую политику.
Что такое себестоимость товара?
Себестоимость – это все затраты (в денежном эквиваленте), которых потребовало производство и реализация продукции. Поэтому окончательная цена продукции безусловно зависит от этого показателя. Кроме того, он поможет определить эффективность работы предприятия, целесообразность производства конкретного товара и ассортимента в целом.
Можно выделить следующие виды себестоимости:
- Цеховая. Это все затраты на изготовление продукции.
- Производственная. Сюда можно отнести не только цеховую себестоимость, но еще и вспомогательные расходы на издержки, брак и тому подобное.
- Валовая. Это затраты не только на производство, но и на сбыт товара конечному потребителю.
- Реализованная. Финансы, необходимые для реализации продукции (фасовка, упаковка, логистика, продвижение).
- Плановая. Это затраты на определенный период изготовления товара согласно установленных норм.
- Себестоимость услуг. Совокупность расходов на оказание услуг.
Кроме того, следует различать полную и предельную себестоимость. Первый тип обозначает все издержки, а второй – только на одну единицу товара.
Как рассчитать себестоимость товара?
Расчет себестоимости необходимо проводить в зависимости от особенностей продукции и ее производства. Нужно учитывать, что все предприятия разные, поэтому и расходы могут существенно отличаться.
Для того чтобы рассчитать полную себестоимость товара, следует определить общую сумму затрат на производство и добавить к ней расходы на реализацию продукции. Если говорить подробнее, то в полную себестоимость товара, как правило, входят затраты на:
- Сырье.
- Энергоснабжение.
- Амортизацию.
- Оплату труда.
- Недвижимость.
- Оборудование.
- Логистику.
- Сбыт.
- Сервис (во время продажи).
Для того чтобы правильно рассчитать и проанализировать себестоимость товара, необходимо достаточно профессионализма, компетенции и опыта, особенно, если речь идет о крупной компании с большими активами.
Мифы о себестоимости
Существуют определенные заблуждения, которые касаются себестоимости товара. Они достаточно распространены даже в современном мире, где практически любая информация доступна. Прежде всего, следует сказать, что многие считают себестоимость точным и объективным показателем, однако это далеко не так. Быстрый технологический прогресс, большие производственные мощности, широкий ассортимент изготовляемой продукции, огромная конкуренция, нестабильные объемы выпуска товара и другие факторы, которые очень быстро изменяются, не позволяют определить конкретную величину. Даже если и можно точно подсчитать, сколько материала ушло на изготовление конкретного товара, то в условиях масштабного производства очень сложно высчитать человеческие ресурсы, в том числе и на управление процессом.
Заблуждением можно считать и то, что себестоимость должна включать абсолютно все затраты, а также то, что окончательная стоимость обязательно должна ее превышать. Если ценовая политика и рыночные отношения не допускают повышения стоимости для потребителя, то необходимо тщательно проанализировать ситуацию и взвесить все за и против изготовления такой продукции.