В современном маркетинге четкие границы между производителем и потребителем стерлись. Сформировался новый сегмент покупателей, которых называют просьюмерами. Это носители важного экспертного мнения, которое учитывается при создании товаров/услуг. Впервые термин «просьюмер» использовал ученый, автор книги «Третья волна» Элвин Тоффлер.
Существуют две версии происхождения слова «prosumer»:
- Сокращение от англ. слов «producer» (производитель) и «consumer» (потребитель).
- Объединение слов «consumer» и «professional user» (профессиональный потребитель).
Появление нового сегмента обусловлено необходимостью коммуницировать производителю с рынком. Просьюмеры сменили покупателей, которые ориентировались на рекламу, продавцов, бренды.
Активное участие в производственном процессе просьюмеры принимают не только потому, что хотят совершенствовать тот или иной продукт. В такой способ они собирают данные о результате потребления. Основываясь на результатах анализа данных и пользовательского опыта, они могут не только улучшить качество продукта, но и внести весомый вклад в науку, жизнь в целом.
Просьюмеры – это потребители, которые стремятся делать предметы пользования лучше, соучаствовать в процессе их создания. Они точнее маркетологов могут выявить недостатки и особенности производимого. Этот сегмент рынка представляет большую ценность для рекламы компании по следующим причинам:
- влияют на другие сегменты целевой аудитории;
- способны спрогнозировать будущее бизнеса;
- являются связующим звеном между производителем (брендом) и потребителем;
- нет необходимости поощрять их деятельность.
Какими качествами должен обладать просьюмер?
Просьюмером не может быть любой потребитель. Среди пассивных пользователей его отличают следующие черты характера:
- информационная компетентность;
- высокая осведомленность о передовых новинках определенных сфер жизни;
- логическое мышление;
- независимость суждений
- способность давать предметам и явлениям объективную оценку
- самообучаемость;
- высокий порог доверия;
- наличие умения хорошо писать, выступать, находить контакт, как с активными потребителями, так и пассивными.
В передовых странах в зависимости от сферы рынка просьюмеры занимают около 20% рынка.
В маркетинге различают три категории профессиональных потребителей:
- Гуру. Около 1%. Этот типаж отличает дальновидность. Работая с этой категорией, трудно наперед предугадать их мнение.
- Альфа – это основатели тенденций. Их процентное соотношение составляет около 3%.
- Пчелы. Около 10%. Категория активных потребителей, которая распространяют тенденции в массы, их считают лидерами мнений.
Часто этот сегмент потребителей сравняют с инфлюенсерами. Действительно, некоторая схожесть есть, но есть и много различий. Например, просьюмеры могут не получать никакого вознаграждения за свою деятельность, в то время как для инфлюенсеров это главный стимул активного участия в производстве – материальное вознаграждение.
Таким образом, в маркетинге просьюмер – это дальновидный человек, который глубоко вовлечен в продажи и обладает всеми умениями, необходимыми для совершения качественных покупок.
Просьюмеризм
Явление, которое стирает границы между производителем и потребителем, получило название «просьюмеризм». С каждым годом оно все больше проникает в разные сферы жизни, например, в журналистику и блогинг. Яркий пример – YouTube, когда некая часть потребителей является по совместительству и авторами видео-контента. По такому же принципу работают и другие известные платформы, социальные сети.
Бесспорным преимуществом влияния просьюмеризма на разные сферы жизни стало то, что создают успешные товары, которые действительно нужны. Минус – привлечение активных пользователей к производству товаров требует не только времени, но и серьезных затрат. По этой причине, продукты созданы при активном участии просьюмеров, проигрывают массовым. Но поскольку в последние годы наблюдается тренд на экологичность, аутентичность, просьюмеризм может стать неотъемлемой частью всех сфер рыночных отношений будущего.