Дистрибьютор является важным звеном в цепочке, которая соединяет производителя и конечного потребителя. Поэтому на его плечи ложится множество обязанностей, от качественного выполнения которых зависят не только его профессиональные достижения, но и успешность торговой деятельности в целом, и каждого его участника в частности.
Кто такой дистрибьютор?
Дистрибьютор – это представитель производителя, который осуществляет оптовую закупку продукции для последующей реализации дилерам, оптовикам, ритейлерам (розничным продавцам) или конечным потребителям (редко). В переводе с английского языка «distributor» означает «распространитель». Дистрибьютором может быть как отдельный специалист (индивидуальный предприниматель), так и целая организация. Зачастую это зависит от типа товара и особенностей его реализации.
Дистрибьютор бывает генеральным или эксклюзивным. В первом случае он занимается всеми вопросами сбыта собственными силами либо с помощью дилеров. В то время как эксклюзивный дистрибьютор имеет право на реализацию товара от производителя на предварительно оговоренной местности (на территории региона, страны). При этом, как правило, он может защищать товарный знак и является единственным официальным представителем на указанной площади (не считая дилеров, которые работают с ним).
Для того чтобы стать дистрибьютором, необходимо найти надежного производителя и заключить с ним дистрибьюторское соглашение. Условия сотрудничества будут зависеть от договоренности. Зачастую они более выгодные для тех представителей, которые обеспечивают большие объемы продаж.
Существуют и определенные требования, которые практически все производители выдвигают дистрибьюторам. Это наличие финансовых средств для закупки крупных партий товара, соответствующего транспорта для их перевозки и помещений для их хранения (собственных или арендованных), а также персонала, который будет задействован в рабочих процессах. Без всех этих аспектов просто невозможна отлаженная и эффективная деятельность.
Главные обязанности и функции дистрибьютора
На дистрибьютора возложено множество задач, которые под силу только настоящим профессионалам. Его обязанности очень многогранны и связаны со многими процессами. В сфере его деятельности есть:
- Маркетинг. Он занимается всеми мероприятиями, которые касаются продвижения продукции, в том числе и рекламой, а также мониторингом и анализом ситуации на рынке.
- Логистика. Это решение всех вопросов, связанных с транспортировкой товара, его возврат в случае неликвидности. Сюда также можно отнести подбор и содержание помещений для соответствующего хранения продукции, а также контроль запасов.
- Страхование. Для предупреждения возможных рисков, связанных с сохранностью товара.
- Обслуживание. Именно дистрибьютор отвечает за техническое и гарантийное обслуживание.
- Ценообразование. Формирование оптимальной стоимости за единицу продукции.
Кроме того, дистрибьютор налаживает собственную структуру дистрибутивных каналов и сетей для реализации товара, ищет дилеров или других участников торгового процесса. Поскольку он является официальным представителем поставщика, то обязан придерживаться стандартов качества продукции и соблюдать их во всех процессах, особенно при перевозке и хранении. К тому же дистрибьютор может предоставлять информацию поставщику обо всех нюансах, которые касаются дальнейшего сбыта и использования продукции с целью обеспечения бесперебойного производства и улучшения качества для удовлетворения потребностей конечного потребителя.