Спонтанные покупки – понятие, знакомое потребителям не понаслышке. Строго придерживаются списка покупок весьма редко. Как показывают исследования, более 60% приобретений незапланированные: решение потребители принимают уже в магазине. И выбирают тот товар, который произвел благоприятное впечатление. Другие исследования показывают, что лишь в 20% случаев выбор покупателя основан на свойствах товара. А в 80% случаев влияние оказывает дизайн, узнаваемость бренда, стоимость, сервис, даже атмосфера магазина. Словом то, при помощи чего можно подтолкнуть к покупке. Чем, собственно, и занимается мерчендайзинг. И он, как показывает практика, весьма мощный инструмент.
Мерчендайзинг: в чем же особенности
Мерчандайзинг (или мерчендайзинг) – это совокупность мер, которые направлены на продвижение продукта или же бренда с целью повышения продаж. Помимо привлекательной выкладки товара и предоставления информации о нем предусматривает оформление витрин, а также планирование и зонирование магазина. При этом полезную площадь магазина используют наиболее рационально. Собственно, это основы мерчендайзинга.
Виды мерчендайзинга
Существует три основных вида мерчендайзинга:
- Визуальный. В первую очередь к нему относят привлекающую внимание выкладку, четкое расположение товаров, порядок. А также создание атмосферы при помощи музыки, освещения и запахов. Именно у товара, который выделен, есть все шансы попасть к покупателю в корзину.
- Перекрестный. Товары группируют, основные дополняют сопутствующими, благодаря которым осуществляют допродажи. Это подсказка покупателю, что именно ему нужно в дополнение. Ведь и вправду: к мясу подойдут приправы и соус, а к шампуню – кондиционер.
- Технический. Активно используют не только техническое оборудование, но и рекламные элементы.
Правила мерчендайзинга
Список правил, которыми руководствуется мерчендайзинг, довольно обширный. Это:
- Использование «золотых полок». Товары, которые пользуются наибольшим спросом, располагают на уровне глаз.
- Аккуратное расположение продукции. Выкладку осуществляют лицевой частью, никаких грязных, мятых или поврежденных упаковок.
- Сортировка по группам. Товары в них должны быть совместимы. Верхние полки всегда занимают наиболее мелкие товары, на нижних расположены наиболее крупные. Также на нижних полках находится продукция, которая по умолчанию пользуется спросом.
- Располагают продукции, требующую немедленной реализации, ближе к покупателю. Например, когда срок годности подходит к концу. Свежие продукты – в глубине полки.
- Информативные ценники. Стоимость должна легко читаться. Часто указывают некруглую цену: это дает иллюзию экономии. Сама форма ценников может быть необычной.
- Удлиненный маршрут. Товары, занимающие первые позиции в потребительской корзине, всегда находятся в конце зала. Ведь по дороге к ним покупателю что-то да понравится.
- Свободный доступ к полкам и выкладкам. Это нужно учитывать еще на этапе планирования магазина. А также во время доставки товаров: тележки с только что привезенной продукцией, закрывающие полки с товарами, покупателя точно отпугнут.
Цели мерчендайзинга
Выделяют несколько целей мерчендайзинга. Но основная – повысить продажи, стимулируя у покупателя желание совершить покупку. Продвижение бренда также является целью, в особенности, когда на рынок вышла новая торговая марка. И грамотное использование комплекса мер позволяет товару самому себя продавать, не привлекая продавца-консультанта, причем весьма успешно.