Маржинальность (маржа) принадлежит к числу тех терминов, которые необходимо знать и понимать каждому, кто хочет успешно развивать свой бизнес в сфере торговли. Этот показатель настолько важен потому, что позволяет измерить уровень прибыльности, от которого напрямую зависит процветание дела.
Что такое маржинальность?
Маржинальность – это финансовый показатель, который обозначает разницу между себестоимостью товара (затратами на производство) и его конечной рыночной ценой (той, которую заплатит потребитель). В переводе с французского маржа означает «разница, преимущество». Она зависит от ряда факторов, в частности от уровня инфляции, ценовой политики и конкуренции. По сути, каждая компания сама определяет величину наценки.
Часто рентабельность считают синонимом маржинальности, но это ошибочное суждение. Рентабельность – это показатель, который обозначает процентную часть прибыли от продажи определенной продукции.
Как рассчитать маржу?
Маржинальность считают двумя способами, исходя из которых, она может выражаться в денежном (абсолютная маржа) или процентном эквиваленте (относительная). В первом случае от цены товара (Ц) необходимо отнять его себестоимость:
М = Ц – С |
Вместе с тем, для того чтобы подсчитать маржу в процентном эквиваленте, нужно разницу между стоимостью товара (Ц) и его себестоимостью (С) разделить на цену товара (Ц), а полученный результат умножить на 100:
М = (Ц – С) / Ц х 100 |
На что оказывает влияние маржа?
Расчет маржинальности требует не только определения показателей, но и дальнейшего анализа, который поможет определить важные аспекты для дальнейшей стратегии ведения бизнеса и своевременной корректировки. Среди нюансов, которые таким образом можно выявить и оценить:
- Снижение прибыльности.
- Уровень доходности предприятия и влияние различных факторов на него.
- Возможности получения прибыли за определенный вид товара.
- Величину конечной прибыли.
- Точку безубыточности.
Способы увеличения маржинальности
Увеличить маржинальность товара вполне реально, для этого существует несколько способов. Среди них:
- Увеличение объема продаж. Для того чтобы реализовать данный метод, можно, к примеру, снизить стоимость продукции или применить популярные маркетинговые ходы.
- Корректирование объема выпуска товаров. Таким образом удастся отрегулировать издержки.
- Повышение лояльности клиентов к бренду. Если компания достаточно известна среди покупателей и имеет высокую степень доверия, она может позволить себе несколько увеличить наценку на товар без потери количества потребителей.
Типы товаров исходя из уровня маржинальности
Разные товары имеют разную маржу, и это необходимо учитывать перед их реализацией. Так существует продукция с низкой маржинальностью – это изделия массового потребления, которые пользуются большим и стабильным спросом (например, хлеб, стиральный порошок, детское питание). Среднемаржинальными можно назвать товары второй необходимости, которые покупают реже, чем из предыдущей группы, и которые имеют большую наценку (к примеру, морепродукты, гаджеты, бытовую технику). В свою очередь высокомаржинальная продукция – это товары, которые покупают к особому случаю или крайне редко. Сюда принадлежат экслюзивные, брендовые, ценные вещи (например, ювелирные изделия, верхняя одежда, элитный алкоголь).