22/04/2021

Демпинг: цели, виды, последствия

вернуться в список статей →

Про демпинг мы слышим едва ли не каждый день. Борьба за покупателя становится настолько серьезной, что конкуренты готовы любыми способами выжить друг друга с рынка. Давайте разберемся, для чего используется демпинг, и как он влияет на всех участников торговли.

Демпинг – это агрессивная стратегия завоевания доли внутреннего или внешнего рынка за счет значительного снижения цены на товар. После достигнутого результата стоимость продукции возвращается на прежний уровень.

Демпинг

Демпинг и его главные цели

Официально демпинг не запрещен, но считается недобросовестной конкуренцией, способной вытеснить с рынка и обанкротить местные компании. Его сложно контролировать, поэтому страны применяют антидемпинговые меры: квоты, тарифные пошлины, эмбарго, добровольное ограничение экспорта.

Зачем компаниям нужен демпинг цен?

  • Завоевание ниши. Демпинг – единственный способ быстро занять новый рынок и привлечь покупателей более дешевым товаром или услугой.
  • Вытеснение других участников рынка. Резко снизив цены на аналогичный товар, компания уничтожает конкурентов. После получения львиной доли рынка цены повышаются, и фирма диктует ценовую политику в регионе.
  • Привлечение лояльных покупателей. Хорошее качество товара плюс низкая цена способны существенно увеличить клиентскую базу фирмы благодаря привлечению оптовых компаний и крупных торговых сетей. В таком случае компания получает прибыль исключительно за счет повышения объема продаж.
  • Ликвидация складских остатков. Речь идет о неликвидах, товарах с коротким сроком хранения, сезонном товаре. Реализация такой продукции практически не приносит прибыли, но позволяет покрыть расходы на ее изготовления (закупку), а также уменьшает затраты на обслуживание товаров на складах.

Кроме того, компании часто демпингуют во время кризисных периодов в экономике, чтобы продержаться на плаву до лучших времен.

Демпинг и его основные цели
Ошибочно считать демпингом любое резкое снижение стоимости. Цена на продукцию может измениться естественным способом: удешевление сырья, оптимизация производственных процессов, изменение рецептуры/технологии.

Основные виды демпинга

  • Спорадический (случайный). Направлен на ликвидацию избыточных запасов, например, сезонных товаров или продукции с небольшим сроком годности. Производители используют сезоны распродаж и акции, чтобы избавиться от непроданной продукции и заработать на высоком спросе товаров по низким ценам.
  • Хищный (умышленный). Основная цель – получение доступа к рынку и устранение серьезной конкуренции. На зарубежном рынке продукция реализовывается по ценам ниже, чем на внутреннем. Продажа часто происходит в убыток, поддерживается мощной рекламной кампанией. После применения такой стратегии компания становится монополистом на рынке.
  • Обратный. Чаще всего к этому виду демпинга прибегают, чтобы выжить с рынка иностранный бизнес. Товар реализовывается на внутреннем рынке по ценам ниже, чем на внешнем.
  • Постоянный. Последовательная продажа на одном рынке по более низким ценам, чем на другом. Например, фирма может использовать заниженные цены за границей, реализация же на внутреннем рынке происходит по полной цене, за счет чего перекрываются издержки.

Позитивные последствия демпинговой политики

Демпинг может показаться неприемлемой стратегией, но все же имеет ряд положительных результатов:

  1. Покупатели получают выгоду от более низких цен, что позволяет экономить и распределять семейный бюджет на другие нужды.
  2. Стратегия заставляет компании подходить к продукту по-новаторски: искать новые методы производства, разрабатывать маркетинговую стратегию, снижать себестоимость, использовать другие способы, чтобы дифференцировать свой продукт и занять нишу.
  3. Демпинг приводит к увеличению доходов компании, созданию рабочих мест, увеличению зарплат сотрудников и отчислений в бюджет.

Позитивные последствия демпинговой политики

Присоединяйся и выбирай тысячи товаров по опту и дропшиппингу от украинских поставщиков для твоего бизнеса, выгружай товары в свой интернет-магазин!