24/06/2021

Агрессивный клиент: столкнуться… и обезвредить

вернуться в список статей →

Каким видом торговли Вы бы ни занимались, рано или поздно проявится агрессия со стороны покупателя. Правда, доля таких случаев невелика: исследования называют цифру в 1%. Как же поступить, чтобы агрессивный клиент поумерил свой пыл, а то и вовсе стал лояльным?

Кто такой агрессивный клиент, и что им движет

Для начала необходимо определить, что же такое агрессия. Это деструктивное поведение, цель которого – причинить моральный, а то и физический вред человеку. Гнев, неуважение, запугивание – в его основе.

Прежде стоит понять, что же послужило причиной такого поведения со стороны потребителя. А мотивов может быть множество: непростой день, грубость в соседнем магазине, желание поскандалить. Причина может быть и объективной: отсутствие товара либо разница в цене на ценнике и кассе. Чтобы это выяснить, для начала с клиентом стоит поговорить.

Кто такой агрессивный клиент, и что им движет

Шаги к снижению накала

Спокойствие и холодный рассудок – вот что в первую очередь поможет в непростой ситуации. И ни в коем случае не принимать агрессию (или даже последующие оскорбления) на свой счет. Это поможет собраться и приступить к деэскалации конфликта. Сделать нужно следующие шаги:

  1. Выслушать претензии. Внимательно, не перебивая, следует выяснить суть проблемы. И определить на этом этапе: Вы действительно допустили ошибку, или агрессивный клиент решил просто выпустить пар.
  2. Задать уточняющие вопросы. Основные звучат так: «Правильно ли я понимаю…?», «Хотелось бы уточнить..?», «Проблема в том, что…?» и т.д. Причем спрашивать нужно спокойным дружелюбным тоном.
  3. Нейтрализовать агрессию. Для этого подойдут фразы: «Жаль, что так случилось», «Я Вас прекрасно понимаю», «Мне бы тоже такое не понравилось».
  4. Выстроить личные границы. Если клиент перешел на оскорбления, стоит напомнить, что такие действия никак не помогут решить вопрос: «Вы можете выказать недовольство, но переходить на оскорбления недопустимо». И тут же перевести разговор к болевой точке.
  5. Предложить варианты решения. Объясните клиенту, что Вы готовы к сотрудничеству, стремитесь решить проблему. Подчеркните выгоду предложения. И решайте вопрос без проволочек.

Шаги к снижению накала

Как поступать не следует

Также нужно уяснить, чего не стоит делать ни при каких обстоятельствах (в противном случае градус конфликта повысится):

  • Доказывать неправоту клиента. Даже если у вас целый список веских аргументов, агрессивный покупатель от них будет не в восторге.
  • Хамить. Ответное хамство приведет к переходу на личности и к скандалу.
  • Иронизировать. Во время разногласий иронию обычно расценивают как грубость.
  • Повышать голос. Умолчим о том, как выглядят два кричащих друг на друга человека. Со стороны продавца такое поведение недопустимо.
  • Проявлять равнодушие. Да, агрессию нужно игнорировать, но не самого клиента, сколь озлобленным он бы ни был. «Хоть президенту пишите – нам все равно!» – не лучший ответ. Ведь сложный клиент сумеет найти инструменты влияния, причем результаты могут быть не в Вашу пользу.
  • Заискивать. Одно дело признать неправоту, другое – подобострастие и заискивание. Это раздражает провокатора и еще больше подталкивает к нападению.
  • Улыбаться. В случае противостояния улыбка выглядит натянуто. Ее легко расценить не как проявления дружелюбия и готовности к решению проблемы, а скорее как показатель чувства вины, насмешку, раздражающий фактор.
  • Нарушать дистанцию и уж тем более касаться агрессора. Так как убедить клиента снизить накал безопаснее на расстоянии, лучше расположить физический барьер, например, стойку, стул или стол.

Как поступать не следует

Присоединяйся и выбирай тысячи товаров по опту и дропшиппингу от украинских поставщиков для твоего бизнеса, выгружай товары в свой интернет-магазин!