«Партизанский маркетинг» – звучит интригующе, не так ли? Что же скрывается под этим многообещающим названием, и кто придумал этот термин? Своим возникновением он обязан известному американскому маркетологу Джею Конраду Левинсону, который еще в 1984 году выпустил книгу с одноименным названием. Ее основная цель – донести до читателей способы получения максимальной прибыли при минимальных затратах. Таким образом выходит, что партизанский маркетинг (англ. guerrilla marketing) – это комплекс мероприятий, направленных на увеличение сбыта товаров и услуг, которые не требуют больших финансовых вложений. Поэтому он известный также как малозатратный или малобюджетный маркетинг.
Партизанский маркетинг и его особенности
Партизанский маркетинг имеет ряд характерных признаков, по которым его легко отличить. Среди них можно отметить:
- Небольшие финансовые затраты. Нет необходимости в значительных расходах на полномасштабную рекламную кампанию. Поэтому такой вариант как нельзя кстати подходит для малого и среднего бизнеса, а также для начинающих фирм с ограниченным бюджетом.
- Нестандартные идеи. Они должны привлекать внимание окружающих именно за счет креативности и эпатажа.
- Психологическое воздействие. Партизанская реклама направлена на конкретную целевую аудиторию, поэтому требует изучения ее интересов, потребностей и склонностей. С этим учетом нужно внедрять методы психологического влияния, чтобы подтолкнуть потенциальных клиентов к совершению покупки.
- Быстрый результат. Позволяет увидеть и оценить плоды своего труда незамедлительно в виде увеличения продаж и количества покупателей.
- Однократность. Один метод партизанского маркетинга будет эффективным только один раз, поэтому повторно использовать такой же одной компании нет смысла. Он уже не будет оригинальным, а соответственно и не привлечет должного внимания.
- Доступность. Малобюджетный маркетинг доступный практически для всех предпринимателей и компаний: от самых мелких до крупнейших в мире. Главное, оригинальный подход.
Методы партизанского маркетинга
Для того чтобы партизанский маркетинг был эффективным и привел к нужной цели, можно задействовать множество различных способов. При этом важно проявить креативность и неповторимость идей. Малобюджетный маркетинг можно применить при помощи:
- Печатной продукции. Например, раздавать листовки, визитки, делать надписи на коробках, ценниках, клеить наклейки на витринах, машинах и прочих объектах. Одним словом, это недорогие и доступные методы, но действенным должно стать их содержание или расположение в неожиданных местах.
- Захватывающей истории. Можно придумать легендарный рассказ о создании бренда или товара, который будет у всех на слуху. Главное, дополнить его пикантными или противоречивыми фактами. Они будут подогревать всеобщий ажиотаж и вызывать бурю эмоций. Чем больше обсуждений, тем больше покупателей.
- Стилизованной одежды. Кепки, футболки и другие вещи с логотипом компании по-прежнему привлекают внимание потенциальных покупателей, несмотря на распространенность такого способа.
- Рисунков в общественных местах. В этом случае полотном для художника может стать лавочка, мусорный бак или даже асфальт. Полет фантазии – безграничен (главное, не нарушать закон). Ставку делают именно на неожиданность.
- Сарафанного радио. Никто лучше обычных людей не разрекламирует продукцию. Кому бы ты поверил больше: какой-то тете из телевизора или своей маме? Тут главное умело продумать стратегию, например, устроить бесплатную дегустацию или предложить товар в качестве подарка определенным людям, которые расскажут другим о его преимуществах.
- Флешмоба. Ничто не мешает собрать большое количество людей, которые вместе выполнят запланированное действие, которое привлечет внимание общественности.
- Интернета. Можно с успехом продвигать свою продукцию, рассказывая о ней в блогах и на форумах. Кроме того, есть возможность размещать посты в социальных сетях, выкладывать видео в YouTube.