Любая предпринимательская деятельность, бизнес должны начинаться с разработки концепции маркетинга, которая поможет определить, какой комплекс мер необходимо применить, чтобы добиться конкретных результатов. Таким образом, концепции маркетинга – это система взглядов, производственных возможностей, рекламных методов, направленных на удовлетворение потребностей покупателей с учетом экономической ситуации на рынке.
Маркетинг существует более 100 лет. В течение этого времени, как и в любой другой отрасли, в результате развития экономики и общества, в маркетинге происходят изменения: рыночные отношения переосмысливаются, наблюдается смещение акцента с производства товара на его сбыт, а дальше со сбыта на решение вопросов, касающихся взаимосвязи потребителя с обществом.
Концепции маркетинга и их виды
Существует шесть основных концепций маркетинга:
- Производственная концепция.
- Товарная концепция.
- Сбытовая концепция.
- Концепция рыночной деятельности.
- Концепция социально-этичного маркетинга.
- Концепция маркетинга взаимодействия.
Каждая из них возникла как ответ на новые экономические и социальные вызовы времени. Опишем подробнее основные концепции маркетинга:
- Производственная концепция маркетинга базируется на постоянном совершенствовании производства. Улучшается не только система производства, но и распределения. Применение такой концепции эффективно только, если спрос превышает предложение или, когда стоимость товара высокая и ее необходимо снизить.
- Товарная концепция построена на системе взглядов, что потребители предпочитают товары высокого качества с превосходными характеристиками. Следовательно, все усилия компании должны идти на улучшение качества товаров и услуг. Ярким примером использования концепции можно считать первые годы работы Apple на рынке. Тогда аналогов техники американской компании не было, в связи с чем наблюдался невероятный спрос на товары, несмотря на их высокую стоимость. Использование такой дифференциации по качеству положительно скажется на деятельности компании в случае, если на рынке нет подобных товаров, способных решить те же проблемы клиентов.
- Концепция сбыта (интенсификация коммерческих усилий) – одна из самых популярных среди компаний в современном мире. Она базируется на том, что реализовать товар или услугу можно, если прилагать значительные усилия в продвижении. Интенсификация коммерческих усилий решила проблему сбыта большого количества товаров в сжатые сроки, чего не могли добиться предприятия, придерживающиеся предыдущих концепций. Минус – нет ориентации на покупателя, его потребности.
- Концепция рыночной деятельности или традиционного маркетинга утверждает, что достичь поставленных целей предприятия можно за счет удовлетворения потребностей покупателей, рынков. Благодаря традиционному маркетингу появились активно продвигаемые доступные товары высокого качества, которые удовлетворяют нужды клиентов. Концепцию рыночной деятельности от предыдущих отличает курс на стратегическую перспективу, а не на сиюминутную выгоду.
- Концепция социально-этичного маркетинга направлена сохранение и укрепление благополучия потребителя, компании и общества в целом. Применение концепции удовлетворяет потребности клиента, приносит прибыль бизнесу, не наносит вред обществу или окружающей среде.
- Концепция маркетинга взаимодействия также основана на удовлетворении нужд потребителей. Достижение поставленных целей бизнеса происходит за счет закрепления долгосрочных отношений. Маркетинг взаимодействия чаще используется в сфере услуг, где очень важен индивидуальный подход к каждому клиенту, например, частные медицинские клиники, автомобильные дилеры и т.д. Минус концепции – пытаясь привязать к себе клиента, компании могут потерять доход.