Мы бесспорно живем во время непрерывного развития и стремительного внедрения инноваций, причем в самых разнообразных сферах деятельности. В этом плане ни на шаг не отстает маркетинг, который всегда очень выразительно отображает современные веянья. Так что, несмотря на сравнительно недавнее возникновение и наличие еще не совсем четко ограниченных особенностей, можно говорить о таком понятии, как маркетинг инноваций. На сегодняшний день он как никогда актуален. Почему? Об этом и многом другом мы поговорим далее.
Маркетинг инноваций и его особенности
Маркетинг инноваций – это деятельность, которая связана с созданием и распространением нововведений с последующим получением прибыли. Проще говоря, это продвижение на рынок существенно нового типа товара или услуг. Примечательно, что в этом случае могут применять как вполне традиционные инструменты маркетинга, так и нестандартные решения. Главная суть заключается в новшестве самого продукта, который предназначен для массового распространения.
Основная цель инновационного маркетинга – заинтересовать клиентов, чтобы они попробовали новую продукцию. В то время как ключевая задача обычного маркетинга – представить все преимущества товара над аналогичными предложениями конкурентов, чтобы его покупали только у этого продавца. Не исключено, что маркетинг инноваций может создать новую нишу на рынке. Кроме того, он нередко занимается продвижением «старых» товаров «на новый лад». То есть в основе всем известная продукция с определенным новшеством, которое касается, к примеру, ее использования, альтернативной технологии изготовления или необычного сырья.
Вместе с тем необходимо понимать, что маркетинг инноваций предполагает определенные риски. Уникальность товара в большинстве случаев обеспечивает отсутствие конкуренции, но в то же время нет никакой гарантии того, что продукция станет востребованной. Ведь придется идти по непроторенному пути. Иногда необходимо некоторое время для того, чтобы потребители привыкли к инновационному предложению и у них сформировалась соответствующая потребность, а до этого может длиться стадия отвержения.
Из всего вышеперечисленного можно выделить следующие особенности маркетинга инноваций:
- Новшество. В этом случае всегда речь идет о новизне: будь то касаемо товаров, каких-либо конкретных характеристик или действий, связанных с ними.
- Риски. Маркетинг инноваций никогда не может дать никаких гарантий.
- Время. Всегда требуется время на то, чтобы достичь определенных результатов.
- Непредсказуемость. Поскольку зачастую работа происходит с абсолютно новым продуктом, результаты, в том числе и промежуточные, предсказать практически невозможно.
Проблематика маркетинга инноваций
Стратегия маркетинга инноваций может столкнуться с определенными проблемами, поскольку, как уже отмечалось, это относительно новый вид деятельности, который имеет много трудно решаемых вопросов. Поэтому каждый, кто собирается брать за основу ведения бизнеса маркетинг инноваций, должен об этом знать. В частности, нередко возникают ситуации, когда уникальный в своем роде товар выходит на рынок одновременно с аналогичным предложением конкурентов, хотя сама маркетинговая стратегия этого не предполагала. Более того, может даже случиться так, что конкуренты будут первыми.
Иногда проблема заключается и в недостаточном позиционировании товара, то есть его уникальность плохо обыграна, не в полной мере подчеркнуто его новшество. При этом важно и не переборщить с обещаниями и описанием массы преимуществ. Рано или поздно обман раскроется покупателями и это послужит причиной краха бизнес-идеи.