Бизнес-план может стать камнем преткновения для любого предпринимателя. Многие просто не знают, как и зачем его составлять, поэтому считают, что вполне можно обойтись и без него. Но такой подход может быть чреват неприятными последствиями, которые негативно скажутся на работе в целом.
Бизнес-план – это важный документ, содержание которого отображает стратегию и этапы коммерческой деятельности, а также все нюансы касаемо воплощения в жизнь рабочих целей. Составление бизнес-плана – это достаточно сложный и трудоемкий процесс, который требует взвешенного подхода.
Причины создания бизнес-плана
Зачем же нужно создавать бизнес-план? Причин несколько:
- Постановка цели. Этот документ позволяет в прямом смысле увидеть цель будущего проекта и задачи, которые необходимо выполнить, чтобы ее достичь.
- Финансовое положение. Бизнес-план отображает реальное состояние капитала компании и прогнозирует будущие расходы.
- Информация. Под рукой предпринимателя все необходимые сведения о деятельности фирмы. Кроме того, можно видеть все сильные и слабые стороны своего дела, предугадывать риски и возможные проблемы.
- Контроль. Документ позволяет следить за тем, как развивается предприятие, контролировать расходы и оценивать результаты.
- Наглядность. Бизнес-план незаменим для перспективы сотрудничества или инвестирования. Этот документ можно продемонстрировать потенциальным партнерам или меценатам.
Бизнес-план и его структура
Стандартный бизнес-план включает несколько составляющих. Это:
- Резюме – краткое описание деятельности компании и ее основной стратегии. Этот пункт очень важен, поскольку он расположен в самом начале документа и первым бросается в глаза. Тем не менее составлять его лучше всего после того, как готова основная часть бизнес-плана.
- Идея. Далее следует детальное описание бизнес-идеи, которое включает информацию о продукции и услугах, которые предоставляет компания. Кроме того, следует обозначить уникальность предложения (его отличия от аналогов конкурентов).
- Рынок. Необходимо указать сведенья об отрасли деятельности и проанализировать динамику и перспективы ее развития. Здесь стоит распланировать объемы продаж.
- Маркетинговая стратегия – все, что планируют предпринять для развития бизнеса, в том числе и ценовая политика, и реклама.
- Производство. Этот пункт актуален для предприятий с собственным производством. В этом случае следует предусмотреть объемы сырья и поставок. Также нужно оговорить нюансы технологического процесса, соответствующего оборудования и финансовую сторону вопроса.
- Менеджмент – все, что касается управления компанией, а также организации трудового процесса (кадровая политика, уровень заработной платы, график работы).
- Финансы – общая информация по поводу денежных расходов на создание и ведение бизнеса, а также о начальном капитале.
- Риски. Здесь следует описать все возможные ситуации, связанные с рисками для компании, а также мероприятия, направленные на их уменьшение. Кроме того, нужно указать возможные пути выхода из кризисных ситуаций.
Как составить бизнес-план: полезные советы
Первое, что следует помнить при составлении бизнес-плана, это то, что он не терпит спешки. На обдумывание каждого пункта необходимо достаточное количество времени. После подготовки окончательного варианта, нужно еще раз перечитать документ в разное время. Кроме того, здесь точно не должно быть приблизительности. Любые непроверенные и неточные данные могут привести к финансовым потерям, а то и к краху всего дела. При этом важно отмечать и реальные временные рамки (например, при планировании окупаемости).
При возникновении любых вопросов и проблем касаемо составления бизнес-плана, стоит обратиться за помощью к опытным в этой сфере специалистам. Поскольку самостоятельный поиск решений может только усугубить ситуацию.