01/11/2021

Эффект Гиффена как вестник кризиса

вернуться в список статей →

Пустые полки магазинов, с которых вмиг смели товары первой необходимости, и впоследствии забитые гречкой, спичками и солью антресоли многим знакомы не понаслышке. У этого понятия даже есть название – эффект Гиффена (как оказывается, мотив тоже есть, и это вовсе не человеческая глупость). Впервые подметил явление Роберт Гиффен – американский экономист и финансовый обозреватель. Собственно, благодаря ему понятие получило название. В чем же суть явления?

Эффект Гиффена

Эффект Гиффена: специфика

Основоположный закон экономики – закон спроса и предложения – говорит: возрастание цен на товары привод к снижению спроса и наоборот: снижение стоимости увеличивает спрос. Но есть ряд товаров, на которые он не распространяется.

Giffen paradox, Giffen effect или эффект Гиффена – это возрастание стоимости определенных товаров, которая приводит и к возрастанию спроса.

Такие предложения называют стержневыми товарами или товарами низшего порядка, они занимают важное место в потребительской корзине, у них нет аналогов и заменителей им не найти. Как правило, их потребителями являются люди малообеспеченные или со средним достатком.

О каких продуктах речь

Для каждой страны товары Гиффена индивидуальны, в зависимости от рыночных предложений, культурных особенностей, пищевых пристрастий. В основном их можно разделить на несколько категорий:

  • продукты питания (гречка, макаронные изделия, рис, хлеб, чечевица, мука, картофель, подсолнечное масло, соль, консервы);
  • товары первой необходимости (спички, мыло, туалетная бумага, а с недавних пор – медицинские маски и антисептики);
  • деньги (при возрастании курса доллара люди бросаются запасаться этой валютой);
  • топливо (бензин и керосин).

В то же время покупатели этой продукции снижают потребление всего, что дороже: рыбы, фруктов, мяса, мясных изделий, сладостей, а то и вовсе отказываются от покупки. Фактически происходи замена дорогих предложений продуктами Гиффена: клиенты считают, что без них можно обойтись.

О каких продуктах речь

Как объяснить эффект?

Парадоксу есть объяснение, и это вовсе не массовое помешательство, как привыкли считать. И объясняет все эффект дохода и эффект замещения. Обычно к первому привязан второй.

Суть эффекта дохода в том, что на спрос потребителя влияет уровень его дохода. Повышение стоимости вышеперечисленных товаров снижает доходы населения, даже если зарплата остается та же: на нее можно купить меньше таких товаров, чем в обычных условиях.

Эффект замещения – с возрастанием стоимости товаров происходит поиск продуктов, способных заместить подорожание.

В данном случае эффект дохода превозмогает эффект замещения: заменителей гиффен-товарам попросту не существует.

О чем свидетельствует парадокс Гиффена

Эффект Гиффена вполне подошел бы на роль пятого всадника апокалипсиса. Ведь он свидетельствует о кризисе, причем абсолютно любого характера. Он сопровождает катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии, дефолты, перевороты, войны, неурожаи и т.п.

В редких случаях он возникает при манипуляциях. Так случилось в начале 2009 года в Украине с поваренной солью. Слухи о закрытии солевых шахт, возрастании цен на соль и исчезновении продукта с прилавков, активно подогреваемые публикациями в СМИ, привели к искусственному дефициту: солью стали запасаться на годы вперед. Хотя руководство компании всячески опровергало слухи.

Причем парадокс может возникать как локально – на территории одного региона или страны, так и глобально. Пандемия стала тому доказательством, и каждый прочувствовал явление на себе.

Присоединяйся и выбирай тысячи товаров по опту и дропшиппингу от украинских поставщиков для твоего бизнеса, выгружай товары в свой интернет-магазин!